Метод самовнушения В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и
неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, — я никого
не исцеляю и не лечу, — я только учу людей, каким образом они сами могут
себя исцелять и лечить». Принципиально — по существу самого метода —
это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод
зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической
самодеятельности человека. основными элементами: метода являются
два положения: с одной стороны, преобладающая роль самовнушения, и, с
другой, необходимость развития и воспитания воображения (в
противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего
психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в
том сознательном и намеренном его применении, которое способно пробудить
в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо
предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего
начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание:
напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в
аудитории в Нанси, - или же хотя и более длительная, но, несомненно,
более активная и целесоответственная методическая подготовка, —
постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого
же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Нашими
поступками управляет не воля, а воображение. Предположим, что перед
нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само
собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и
при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и
допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого
собора. Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы
несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто
отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов,
как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы
неминуемо упадете. Почему же, однако, вы не падаете, когда доска
лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она
прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом
случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно
пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в
вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не
можете. Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске:
достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как
это действительно становится для вас абсолютно немыслимым.
Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на
большой высоте, — но именно: потому, что у них развивается представление
об этой возможности. Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы
определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг
другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В
сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не
существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще
немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению,
превратилось в самовнушение. Последнее же понятие мы определяем, как
«внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем
сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека
внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит»,
превратив его при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни
малейшего результата не достигнет. Мне неоднократно приходилось
внушать самые простые и заурядные мысли людям, обычно очень легко
поддающимся внушению, причем все мои усилия были бесплодны. Объясняется
это тем, что бессознательное «я» в этих случаях отказывалось
воспринимать внушение и не превращало его в самовнушение. Вместо
того, чтобы воспринимать, по обыкновению, бессознательное самовнушение,
необходимо применять самовнушения сознательные. Это производится
следующим образом. Сперва следует тщательно обдумать объект
предполагаемого самовнушения и лишь затем, в зависимости от тех или иных
доводов разума, повторить несколько раз, не думая ни о чем постороннем:
«Это сбудется или, наоборот, это пройдет, — так будет или не будет...» и
т. п. Если наше бессознательное «я» воспримет это внушение, т. е.
превратит его в самовнушение, то внушенное представление осуществится с
буквальною точностью. В таком понимании самовнушение совпадает с
тем, что я понимаю под гипнотизмом, который я определяю наипростейшим
образом, как влияние воображения на душевное и физическое естество
человека. Влияние это бесспорно. Чтобы не возвращаться к предыдущим
примерам, я приведу несколько других. Если вы убедите себя в том,
что вы можете сделать что-либо, само по себе возможное, — то вы это
сделаете, как бы вам это ни было трудно. Если же, наоборот, вы
вообразите, что не можете сделать какой-нибудь самой простой вещи, то вы
действительно окажетесь не в состоянии ее осуществить и самый ничтожный
бугорок покажется вам непреодолимой горной вершиной. При этом
необходимо, однако, соблюдать чрезвычайно важное и существенное правило:
применение самовнушения должно совершаться без всякого участия воли.
Ибо если воля находится в конфликте с воображением, если вы будете
думать: «Я хочу, чтобы то-то и то-то наступило», между тем как ваше
воображение говорит: «Сколько бы ты этого ни хотел, этого все-таки не
будет», — то в результате вы не только не достигнете желаемого, но
получите совершенно обратный эффект. Основные принципы метода могут
быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное
мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли
могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни в
коем случае не одновременно. (Т.е. или думаете положительно или
отрицательно – выбор за Вами (коммент мой, Evgenia)) Каждая мысль,
овладевающая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной и
стремится превратиться в действительность. Самовнушение
Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует
закрыть глаза и, не стараясь сосредоточивать внимание на том, что
говоришь, произнести двадцать раз, — отсчитывая на бечевке с двадцатью
узелками, — и при этом достаточно громко, чтобы слышать собственные
слова, — следующую фразу: «Мне с каждым днем становится во всех
отношениях все лучше и лучше». Описанный метод дает действительно
чудесные результаты. Удивительного в этом нет ничего. В самом деле, если
следовать всем моим указаниям, то нельзя никогда натолкнуться на
неудачу. *Пример остановки кровотечение из медицинской практики
Э.Куэ Под влиянием представления: «Кровотечение должно
прекратиться», бессознательное «я» послало конечным разветвлениям вен и
артерий приказание не выпускать больше крови; кровеносные сосуды
послушно сами собой сократились, все равно как они сократились бы
искусственно от действия кровоостанавливающего средства, например,
адреналина. Таким же путем объясняется, например и устранение
опухоли. Когда бессознательное «я» воспринимает представление: должна
опухоль исчезнуть», — то мозг приказывает сократиться кровеносным'
сосудам, питающим опухоль. Сосуды сокращаются, отказываются работать,
прекращают доступ питания к опухоли, — опухоль без питания отмирает,
сохнет и исчезает. Если некоторые при помощи самовнушения не
достигают удовлетворительных результатов, то только потому, что у них
нет достаточной уверенности в успехе или же они — что еще гораздо чаще —
затрачивают на это усилия. Для достижения благоприятного внушения
не следует производить ни малейшего напряжения. Последнее необходимо для
развития воли, тогда как в данном случае воля должна быть оставлена в
стороне. Мы имеем здесь дело исключительно с воображением. Кто
устремляется в жизнь с мыслью: «я достигну», всегда безошибочно
достигает, так как делает все для достижения. Он пользуется малейшей
возможностью, цепляется за ничтожнейший случай и очень часто —
сознательно или бессознательно — создает для себя приятную обстановку.
Кто против того, всегда в себе сомневается, тот никогда ничего не
достигнет. Вокруг него могут быть тысячи благоприятных возможностей, —
он их не замечает и ими не пользуется, хотя ему достаточно для этого
протянуть руку. Не ропщите никогда на судьбу, — все зависит от вас
самих. *** Фразы Эмиля Куэ. Все, что у нас есть —
дело наших собственных рук, а вовсе не дар судьбы. Боязнь неудачи
вызывает почти всегда крушение предприятия, тогда как мысль об успехе
приводит непосредственно к желаемой цели: все попадающиеся на пути
препятствия устраняются чрезвычайно легко. ...Не следует никогда
забывать основного принципа самовнушения: неизменной уверенности в
успехе даже тогда, когда первые попытки кончились неудачей. Я
отнюдь не говорю, что наша воля — не сила. Наоборот, это огромная сила.
Но она почти всегда обращается против нас. Но если вы себе скажете: «я
хочу этого и могу это сделать» и не будете применять при этом особых
усилий, то вы, безусловно, достигнете желаемого результата. Пока
человек говорит эти слова, проникающие в подсознание, он не должен
думать ни о чем определенном, — ни о болезни, ни о заботах, он должен
быть совершенно пассивным, испытывая одно лишь желание, чтобы ему стало
действительно лучше. Слова: «во всех отношениях» имеют обобщающее
значение. Желание это должно проявляться без особой страстности,
без всякого напряжения, но с твердой уверенностью в достижении успешного
результата.
|